18.12//2020
Исключительное право на товарный знак является имущественным правом. Субъект получает исключительное право на использование товарного знака после того, как зарегистрирует обозначение в Роспатенте. С этого момента компания-правообладатель может распоряжаться знаком по своему усмотрению:
Чтобы оформить исключительное право на товарный знак, подавайте заявление по форме, которую утвердил Минэкономразвития (приказ от 20.07.2015 № 482).
Защиту исключительного права на товарный знак гарантирует закон (ст. 1250, § 2 гл. 76 ГК РФ). Согласно статье 1484 ГК РФ реализация права на товарный знак – это способ выделить продукты компании. Правообладатель размещает обозначение:
Наличие уникального обозначения на продукции позволяет потребителю запомнить бренд и отличать продукцию данной фирмы от аналогичных товаров других компаний.
Распоряжение исключительным правом компании на товарный знак ограничено по срокам. Согласно ГК срок охраны исключительного права на товарный знак – 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию в Роспатент (ч. 1 ст. 1491 ГК РФ). При этом:
Срок действия права на товарный знак фиксируют в соответствующем реестре ФИПС (ч. 3 ст. 1494 ГК РФ).
Исключительное право на товарный знак подлежит защите. Если иные лица без согласия компании будут распространять товары с ее маркировкой, их можно привлечь к ответственности. Подобное использование символики является нарушением (ч. 3 ст. 1484 ГК РФ). Производитель вправе наносить чужие обозначения на свои товары, только если он заключил с правообладателем:
Если ни одного из вариантов соглашения не заключали, исключительное право компании на ее товарный знак является нарушенным. Товары, которые нарушитель выпускает или продает под чужой символикой без согласия правообладателя, относятся к контрафактным (ч. 1 ст. 1515 ГК РФ). По закону их конфискуют.
Защита исключительного права на товарный знак распространятся и на случаи, когда нарушитель продает продукцию с обозначениями, сходными с зарегистрированным знаком до степени смешения. Такая продукция также является контрафактом. Нарушение заключается в создании похожих знаков для товаров того же класса по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Однако если знаки похожие, но их используют для продукции разных классов, это нарушением не считают.
Выделяют особую группу знаков – общепризнанные знаки (ст. 1508 ГК РФ). Для исключительных прав на товарные знаки такого типа действуют особый правила охраны. Нарушением является создание или использование близкой к ним символики, даже если товары не относятся к однородным. Если использование близкого обозначения способно вызвать ассоциации с этим брендом и ущемить законные интересы его собственников, это признают нарушением (ч. 3 ст. 1508 ГК РФ).
По сути, есть два варианта нарушений:
Для защиты исключительного права на товарный знак компания-правообладатель может потребовать, чтобы нарушитель:
Также нарушители несут:
Источник: www.law.ru