маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Исключительное право на товарный знак: использование и защита



18.12//2020

Электронный журнал «Юрист компании»


Роспатент подтверждает исключительное право на товарный знак

Исключительное право на товарный знак является имущественным правом. Субъект получает исключительное право на использование товарного знака после того, как зарегистрирует обозначение в Роспатенте. С этого момента компания-правообладатель может распоряжаться знаком по своему усмотрению:

Чтобы оформить исключительное право на товарный знак, подавайте заявление по форме, которую утвердил Минэкономразвития (приказ от 20.07.2015 № 482).

Защиту исключительного права на товарный знак гарантирует закон (ст. 1250, § 2 гл. 76 ГК РФ). Согласно статье 1484 ГК РФ реализация права на товарный знак – это способ выделить продукты компании. Правообладатель размещает обозначение:

Наличие уникального обозначения на продукции позволяет потребителю запомнить бренд и отличать продукцию данной фирмы от аналогичных товаров других компаний.

Исключительное право на товарный знак действует максимум 10 лет

Распоряжение исключительным правом компании на товарный знак ограничено по срокам. Согласно ГК срок охраны исключительного права на товарный знак – 10 лет с момента подачи заявки на регистрацию в Роспатент (ч. 1 ст. 1491 ГК РФ). При этом:

  1. Собственник вправе продлить срок еще на 10 лет. Для этого нужно в течение последнего года действия права подать заявление в ведомство.
  2. Продлевать срок действия исключительного права на товарный знак можно неограниченное количество раз.
  3. Если правообладатель не успел направить заявление, нужно подать ходатайство с просьбой о дополнительном времени. Ему предоставят еще 6 месяцев (ч. 2 ст. 1491 ГК РФ).

Срок действия права на товарный знак фиксируют в соответствующем реестре ФИПС (ч. 3 ст. 1494 ГК РФ).

Закон защищает право на товарный знак

Исключительное право на товарный знак подлежит защите. Если иные лица без согласия компании будут распространять товары с ее маркировкой, их можно привлечь к ответственности. Подобное использование символики является нарушением (ч. 3 ст. 1484 ГК РФ). Производитель вправе наносить чужие обозначения на свои товары, только если он заключил с правообладателем:

Если ни одного из вариантов соглашения не заключали, исключительное право компании на ее товарный знак является нарушенным. Товары, которые нарушитель выпускает или продает под чужой символикой без согласия правообладателя, относятся к контрафактным (ч. 1 ст. 1515 ГК РФ). По закону их конфискуют.

Защита исключительного права на товарный знак распространятся и на случаи, когда нарушитель продает продукцию с обозначениями, сходными с зарегистрированным знаком до степени смешения. Такая продукция также является контрафактом. Нарушение заключается в создании похожих знаков для товаров того же класса по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Однако если знаки похожие, но их используют для продукции разных классов, это нарушением не считают.

Выделяют особую группу знаков – общепризнанные знаки (ст. 1508 ГК РФ). Для исключительных прав на товарные знаки такого типа действуют особый правила охраны. Нарушением является создание или использование близкой к ним символики, даже если товары не относятся к однородным. Если использование близкого обозначения способно вызвать ассоциации с этим брендом и ущемить законные интересы его собственников, это признают нарушением (ч. 3 ст. 1508 ГК РФ).

По сути, есть два варианта нарушений:

Для защиты исключительного права на товарный знак компания-правообладатель может потребовать, чтобы нарушитель:

Также нарушители несут:

 

Источник: www.law.ru