маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Нематериальные активы (НМА)



04.02//2022

Интернет-сервис «Моё дело»


Нематериальные активы — это объекты интеллектуальной собственности, которые используются более 1 года и приносят доход. При этом они не имеют материальной формы и отделимы от других активов.

Условия отнесения актива к НМА

При отсутствии хотя бы одной из перечисленных выше характеристик (обособленность от других активов, нематериальная форма, долгий срок использования, выгода от применения) объект не может считаться нематериальным активом.

В специальном ПБУ 14/2007, которое регулирует учёт нематериальных активов, указаны дополнительные условия отнесения к НМА:

- можно определить первоначальную стоимость объекта;

- не предполагается продажа (перепродажа) объекта в течение 12 месяцев;

- у организации есть права на сам объект и на доход от объекта.

Что относится к НМА:

- компьютерные программы;

- изобретения и промышленные модели;

- научные, литературные произведения, произведения искусства;

- товарные знаки;

- ноу-хау (производственные секреты);

- деловая репутация.

Что не относится к НМА:

- финансовые вложения;

- организационные расходы, связанные с созданием юридического лица;

- квалификация сотрудников, их профессиональные и деловые качества;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) не приведшие к положительным результатам, не законченные, неоформленные НИОКР;

- носители информации, на которые записаны объекты интеллектуальной собственности.

 

Бухгалтерский учёт нематериальных активов

В плане счетов бухгалтерского учёта предусмотрен специальный счёт 04 «Нематериальные активы». НМА учитываются по первоначальной стоимости, амортизируются и отражаются на текущую дату с учётом морального износа.

С точки зрения бухучёта нематериальные активы можно классифицировать по разным категориям:

- по источнику поступления: приобретенные, полученные в дар, произведенные своими силами, внесённые учредителями в уставный капитал;

- по применению: применяются в производственной деятельности или нет;

- по начислению амортизации: амортизируемые и неамортизируемые. Нематериальный объект можно амортизировать, если с течением времени он теряет свою ценность (например, технология устаревает, ноу-хау перестаёт быть уникальным). В то же время товарный знак, наоборот, увеличивает ценность со временем, — он не амортизируется. Перечень неамортизируемых объектов представлен в пункте 2 статьи 256 НК РФ.

 

 

Вне зависимости от стоимости НМА, списывать его можно только через амортизацию В соответствии с ПБУ 14/2007, делать это можно одним из трёх способов:

- линейное списание;

- списание пропорционально объёму произведённой продукции или выполненных работ;

- списание способом уменьшаемого остатка.

Для амортизации нематериальных активов применяется счёт 05:

- Дт 05 - Кт 04 — начислена амортизация объекта НМА.

Корреспонденция счетов при покупке НМА будет следующая:

- Дт 08 - Кт 60(76) — учтена стоимость покупки актива;

- Дт 19 - Кт 60(76) — учтён НДС по купленному объекту;

- Дт 04 - Кт 08 — объект НМА поставили на учёт;

- Дт 69 - Кт 19 — НДС по активу поставлен к вычету.

Если объект НМА был создан собственными силами:

- Дт 08 - Кт 76,71,70,69,60,10;

- Дт 04 - Кт 08.

В бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости в строке 1110 в составе внеоборотных активов. При сдаче баланса и отчёта о финансовых результатах развёрнутую информацию о НМА нужно приводить в таблицах 1.1—1.5 Пояснений.

Налоговый учёт нематериальных активов

Один из основных критериев налогового учёта для НМА — это его амортизируемость. От неё зависит порядок списания их стоимости на расходы. В соответствии с Текст ссылкипунктом 1 главы 256 НК РФ, актив считается амортизируемым, если его стоимость превышает 100 тысяч рублей, и срок использования больше 12 месяцев.

Если актив не соответствует этим критериям, все затраты на его приобретение или создание можно учесть как расходы одним из двух способов:

- единовременно, при вводе в эксплуатацию;

- равномерно, в течение срока его использования.

Амортизируемые НМА списываются в расходы только через амортизацию. Можно применять линейный и нелинейный способы списания. Начисления производятся также, как и при амортизации основных средств. Организация сама выбирает способ амортизации нематериальных активов и прописывает его в учётной политике. Единственное исключение для объектов со сроком эксплуатации более 20 лет (8,9,10 амортизационные группы), они должны списываться только линейным способом.

Если за объект НМА организация перечисляет периодические взносы, его можно списывать в прочие расходы, амортизировать не нужно (пп.8 п.2 статьи 256 НК РФ).

 

 

Срок полезного использования (СПИ) нематериальных активов определяют по патенту или по договору, где прописывается срок действия исключительного права на объект НМА. Если такой возможности нет, ставится СПИ считают равным 10 годам. Есть активы, СПИ по которым можно устанавливать на своё усмотрение, но не менее 2 лет. Это, например:

- компьютерные программы;

- изобретения, промышленные модели;

- базы данных;

- произведения на аудио и видеоносителях;

- ноу-хау, результаты промышленных и научных опытов.

Особенности учёта деловой репутации как вида НМА

Деловая репутация имеет особое положение в составе НМА. Её нельзя создать самостоятельно, на неё не существует права собственности, её нельзя передать, продать или подарить отдельно от организации в целом. Деловая репутация появляется в качестве НМА только в двух случаях:

- продажа бизнеса (организации как имущественного комплекса, его товарных знаков и исключительных прав на объекты НМА);

- покупка бизнеса.

При купле-продаже бизнеса стороны проходят несколько этапов:

- оценка продаваемого имущества и составление акта инвентаризации;

- подготовка отдельного бухгалтерского баланса;

- составление перечня обязательств с указанием сумм и кредиторов;

- получение аудиторского заключения о стоимости организации;

- составление и подписание договора купли-продажи бизнеса;

- фактическая передача организации по акту.

Деловая репутация возникает после подписания акта приёма-передачи имущественного комплекса (организации). Она может положительной (ПДР) и отрицательной (ОДР).

ДР = Стоимость организации по договору купли-продажи (без НДС) — Валюта баланса на дату приобретения.

ПДР должна быть больше нуля, ОДР всегда меньше нуля.

Отражаем покупку бизнеса в бухучёте:

- Дт 76 - Кт 51 — уплатили продавцу стоимость бизнеса;

- Дт 76 - Кт 60,76,70,69,68,66… — учли кредиторскую задолженность (обязательства) купленной организации

- Дт 19 - Кт 76 — отразили входной НДС по сделке купли-продажи;

- Дт 08,10,20,40,41,43,62... - Кт 76 — приняли к учёту оборотные и внеоборотные активы (в том числе НМА);

- Дт 08 - Кт76 — отразили положительную деловую репутацию;

- Дт 04 - Кт 08 — учли ПДР в составе НМА.

На ПДР, как и на любой другой объект НМА нужно завести карточку по форме НМА-1.

Амортизация ПДР производится проводкой Дт 20,25,26… - Кт 05.

Сумму отрицательной деловой репутации включают в состав прочих доходов проводкой Дт 76 - Кт 91.1.

ПДР в налоговом учёте считается надбавкой к цене бизнеса, которую покупатель намерен компенсировать будущими доходами. Сумма надбавки считается внереализационным расходом, равномерно распределяемым в течение 5 лет, начиная со следующего месяца после даты регистрации права собственности.

 

 

При применении УСН сумма положительной деловой репутации в составе расходов не учитывается (так как его нет в перечне, указанном в статье 346.16 НК РФ). А вот ОДР нужно учитывать как доход в день покупки бизнеса. Связано это с тем, что при исчислении единого налога учитываются доходы,участвующие в расчёте налога на прибыль (статьи 249-250 НК РФ).

 

Источник: Moedelo.org