маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Некоторые вопросы правовой охраны ноу-хау



18.06//2017

Н. А. Микрюков


Среди всех объектов интеллектуальных прав к инновационной сфере наиболее близкое отношение имеют изобретения и ноу-хау, так как в этом качестве охраняется большинство инновационных разработок.

Секреты производства, хотя и являются признанным эффективным средством правовой защиты экономических интересов предпринимателей, а также применяются со времен римского права, при всем при том до сих пор лишены единого понимания и унифицированного правового регулирования. Секреты производства, или ноу-хау, обычно относят к категории «интеллектуальная собственность» наряду с объектами авторского, патентного права, товарными знаками, знаками обслуживания и т. д. Но условия правовой охраны ноу-хау существенно отличаются от условий охраны всех других объектов, составляющих интеллектуальную собственность. Секрет производства является специфическим объектом права, имеющий двойственную правовую природу, а именно объект интеллектуальной собственности и информация, права на которую возникают с момента установления в отношении нее режима коммерческой тайны.

Термин «ноу-хау» широко применяется во всем мире. Его дословный перевод с английского языка означает «знать, как это сделать». В некоторых странах вместо термина «ноу-хау» используются другие понятия. Так, например, в США применяется термин «trade secret», в Германии — «wissen wie», а в нашей стране — «секрет производства». В различных странах существует несколько терминов, которые используются для обозначения понятия «ноу-хау». В международных правовых документах кроме «ноу-хау» встречаются термины «торговые секреты», «закрытая информация», «конфиденциальная информация», «секреты производства» и др.

Как отмечал Р. Б. Ситдиков, «На сегодняшний день в единственном универсальном международном соглашении, содержащем раздел, посвященный охране ноу-хау, в области интеллектуальной собственности закреплено определение, которое не выделяет ноу-хау среди прочих сведений коммерческого закрытого характер. Так, разд. 7 ТРИПС, в котором идет речь о рассматриваемом понятии, называется «Охрана закрытой информации». В п. 2 ст. 39 этого раздела говорится: «Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, была раскрыта, получена или использована без их согласия другими лицами способом, противоречащим частной коммерческой практике, при условии, что такая информация: является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легкодоступной в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией; ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность и является объектом надлежащих в данных обстоятельствах шагов, направленных на сохранение ее секретности со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию».

Согласно статье 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации ноу-хау — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Понимание необходимости охраны секретной информации, к которой относится и ноу-хау, возникло достаточно давно. В Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести такие книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Это гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства.

В области интеллектуальной деятельности целями правовой охраны являются обеспечение исключительных прав правообладателей и личных неимущественных прав авторов, а также их защита от незаконного использования. В отношении ноу-хау установлен режим коммерческой тайны. В законодательном порядке закреплены специальные критерии ноу-хау: необщеизвестность (закрытость информации), ценность ноу-хау, а также разнообразие информации и то, что ноу-хау является объектом определенных усилий по сохранению его конфиденциальности.

Закрепляя правовой режим ноу-хау, законодатель не определяет конкретный перечень сведений, которые могут получить охрану. В качестве секретов производства охраняются самые разнообразные сведения, которые дают их обладателю определенные преимущества перед конкурентами, позволяя экономить время, материальные средства, людские ресурсы:

На практике к информации, составляющей коммерческую тайну, а значит, и к ноу-хау, относят в том числе следующие сведения:

Все вышеуказанные сведения, относящиеся к экономическим и организационным, вполне могут обладать всеми признаками, необходимыми для правовой охраны ноу-хау, а именно конфиденциальностью, коммерческой ценностью, в силу их неизвестности третьим лицам. Этот перечень является наглядным примером сведений, не являющихся результатом интеллектуальной деятельности, т. е. носит информационный характер. Так, согласно ст. 1225 ГК РФ к результатам интеллектуальной деятельности прямо относятся и секреты производства (ноу-хау).

По смыслу ст. 1228 ГК РФ результат интеллектуальной деятельности должен быть результатом творческого труда. Такие результаты имеют большое значение для инновационного развития общества; для стимулирования создания именно результатов интеллектуальной деятельности прежде всего государством введена система охраны интеллектуальной собственности.

В связи с этим для целей определения правовой природы ноу-хау следует проводить классификацию не только по сферам применения этих сведений, поскольку как в технической, так и в экономической сфере возможно создание сведений, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, и разделить эти сведения прежде всего на результаты интеллектуальной деятельности и на прочие конфиденциальные сведения, носящие информационный характер.

На практике при передаче прав на ноу-хау возникает множество сложностей, обусловленных его особым статусом. При заключении договоров о передаче ноу-хау следует руководствоваться не только общими правилами о передаче интеллектуальной собственности, но и учитывать соблюдение режима конфиденциальности информации, отсутствие право удостоверяющих документов, а также сложность при подтверждении использования лицензиатом ноу-хау.

В настоящее время, в России секрет производства не является распространенным популярным предметом, на основании которого контрагенты выстраивают свои взаимоотношения. Тем не менее, непрерывное развитие технологий всегда сопровождается перечнем различных процессов, которые можно улучшать и оптимизировать.

Одной из основных целей сегодня является определение современного состояния правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием секрета производства, выявления проблем существующей в области правовой охраны ноу-хау. Важным является и разработка практических рекомендаций для обладателей «ноу-хау» с целью более эффективной защиты их прав.

Важным является не только совершенствование законодательства, но и судебной системы. Специализация судей и юридических служб позволила бы добиться быстрого, объективного, беспристрастного, законного разрешения конфликтов, возникающих в сфере правовой охраны и защиты ноу-хау.

Правовой механизм секрета производства позволяет сохранить конфиденциальность информации, имеющую коммерческую ценность. Процедура установления режима коммерческой тайны, не требующая обращения в государственные органы, делает ноу-хау доступным и привлекательным инструментом правовой охраны информации. Однако, согласно ч. 1 ст. 5 Закона о коммерческой тайне, правообладатель по требованию «органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну», тем самым можно сделать вывод о слабой защищенности правообладателя секрета производства перед государством. Рассматривая предложения по разрешению данного вопрос Стародубова Л. В. предлагает в одной их своих статей определить конкретный исчерпывающий перечень государственных органов, которые будут иметь доступ к информации, составляющей коммерческую тайну: органы дознания, следствия, прокуратуры, судебные органы. Т. е. она предлагает указать точный перечь государственных органов и органов местного самоуправления, что в свою очередь исключает.

С развитием информационного общества актуальность защиты секретов производства возрастает. Ноу-хау по-прежнему остается проблемным объектом с точки зрения правовой охраны, в особенности при защите средствами авторского или патентного права при раскрытии важных элементов программных продуктов. Кроме того, общепризнана легкость копирования и распространения любых документов электронном виде. Эффективная правовая охрана ноу-хау необходима всем участникам гражданского оборота.

 

Источник: Научный журнал "Молодой ученый"