маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

БРИКС – актуальное направление сотрудничества в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности



03.11//2023

Э.А. Шахназарова


Одним из актуальных направлений международного сотрудничества России в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности в настоящее время представляется взаимодействие в рамках БРИКС.

БРИКС изначально была создана как аналитическая группа стран с развивающейся рыночной экономикой, которые стали приверженцами сильного экономического роста и были готовы доминировать в мировой экономике к 2050 г. Сейчас эти страны действуют как свободная организация, стремящаяся к дальнейшему развитию экономических связей друг с другом.

БРИКС, будучи межгосударственным неформальным объединением наиболее динамично развивающихся крупных государств, по сути представляет собой площадку для укрепления всестороннего взаимодействия между государствами с высоким потенциалом для роста экономики. В настоящее время в объединение входят пять государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка.

Основным форматом деятельности БРИКС являются ежегодные саммиты, в которых принимают участие лидеры государств-участников и главы различных министерств, и именно на них принимаются фундаментальные решения, касающиеся вектора развития объединения. Председательство в объединении предоставляется государству-участнику на один год и меняется между странами на ротационной основе.

Так, 22-24 августа 2023 г. состоялся очередной саммит БРИКС в Йоханнесбурге, на котором было анонсировано расширение объединения, а именно вступление в БРИКС с 1 января 2024 г. сразу шести государств: Аргентины, Египта, Ирана, Эфиопии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов.

Среди ключевых целей функционирования БРИКС в контексте сотрудничества, развития и взаимовлияния государств-участников стоит отметить:

Отдельное внимание в рамках БРИКС уделяется таким вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности, как основы социального и экономического сотрудничества государств - участников объединения.

Механизм сотрудничества между ведомствами интеллектуальной собственности БРИКС (IP BRICS) направлен на повышение ценности интеллектуальной собственности и обеспечение ее вклада в экономическое развитие и рост в странах БРИКС. Соответствующее сотрудничество началось в результате неофициальной консультации руководителей ведомств интеллектуальной собственности государств - участников БРИКС в Женеве, Швейцария, в 2012 г.

Ведомства, осуществляющие сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности в рамках БРИКС:

CIPC-ЮЖНАЯ АФРИКА провела первую встречу глав ведомств интеллектуальной собственности БРИКС в Магалисбурге, Йоханнесбург, Южная Африка, 14–16 мая 2013 г., на которой была принята Дорожная карта сотрудничества БРИКС в области интеллектуальной собственности.

В течение следующих 10 лет ведомства в сфере интеллектуальной собственности государств - участников БРИКС постоянно расширяют сферу своего сотрудничества, которое в настоящее время охватывает не только патентную охрану, но и расширяется в области товарных знаков и промышленных образцов. Соответственно, направления сотрудничества, которые играют важную роль в эффективном продвижении сотрудничества с момента принятия «Дорожной карты» в 2013 г., продолжают расширяться, для достижения больших результатов. На данный момент существует 8 направлений сотрудничества, в том числе:

Кроме того, текущее взаимодействие и дискуссии также затрагивают различные темы, такие как развитие отношений с использованием цифровых и иных новых технологий, достижение целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций в области ИС и т.д.

В науке отмечается, что после вступления в силу Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) страны БРИКС внесли существенные изменения в свои системы охраны интеллектуальной собственности, изменили свое законодательство и подписали различные конвенции, договоры и соглашения. В обозначенном контексте стоит отметить несколько причин, в силу которых развитие правовых подходов к охране интеллектуальной собственности в государствах – участниках БРИКС заслуживает отдельного рассмотрения.

Во-первых, все страны БРИКС имеют реальную возможность в силу экономических и политических причин внести существенный вклад в процессы международного сотрудничества на региональном и глобальном (универсальном) уровне в дополнение к весомой степени внутренней системности и способности к эффективным государственным действиям в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности. Кроме того, страны БРИКС - приверженцы созидательной позиции в процессах международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности (в том числе, с учетом их активных позиций в ВОИС, ВТО) и, следовательно, эффективно участвуют в разработке новых международных нормативных и рекомендательных актов в области интеллектуальной собственности, в том числе связанных с правовой охраной изобретений, промышленных образцов, товарных знаков.

Во-вторых, исследование перспектив правовых режимов охраны интеллектуальной собственности в рамках БРИКС на основе анализа существующих инициатив государств-участников и текущей работы организации позволяет сделать вывод о том, что оценка перспектив БРИКС в контексте интеллектуальной собственности в основном сосредотачивается на нарушениях авторских прав и прав на товарные знаки, при этом, объединения наблюдается достаточно высокий потенциал не только в части выработки мировой политики в сфере охраны интеллектуальной собственности в целом, но и в контексте перспектив создания единой инфраструктуры в сфере интеллектуальной собственности по отдельным вопросам и объектам охраны. Сфера интеллектуальной собственности для БРИКСможет быть объектом наибольшего внимания, поскольку усилия по взаимодействию государств в этой сфере наиболее четко отслеживаются с точки зрения достигнутого прогресса.

Понимание объема предоставляемых прав интеллектуальной собственности, характера нарушений в сфере интеллектуальной собственности, режимов истребования и предоставления охраны в государствах - участниках объединения становится крайне важным для многих заинтересованных субъектов, а также стратегическими задачами для большинства крупных международных корпораций, заинтересованных в инвестировании в экономику, рынки государств - участников объединения. В обозначенном контексте можно отметить такую перспективу сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности в рамках БРИКС, как рост влияния процессов взаимодействия государств - участников БРИКС на баланс политических, экономических, корпоративных интересов в мире.

Важно подчеркнуть, что в рамках БРИКС регулярно проходят встречи руководителей ведомств в сфере интеллектуальной собственности, что представляется прогрессивным инструментом обмена опытом и выработки совместных решений по укреплению правовой охраны интеллектуальной собственности в государствах-участниках объединения.

Так, например, 14-я встреча глав ведомств интеллектуальной собственности стран БРИКС прошла в Национальном управлении интеллектуальной собственности Китая (CNIPA) 15 сентября 2022 года. Заседание проходило под председательством комиссара CNIPA д-ра Шэнь Чангюя. с участием Клаудио Фуртадо, президента Бразильского национального института промышленной собственности (INPI); Юрия Зубова, руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Российской Федерации (РОСПАТЕНТ); профессора (доктора) Уннат П. Пандит, руководителя Управления по патентам, образцам и товарным знакам Индии (CGPDTM и Рори Воллер, комиссара по делам компаний и Комиссии по интеллектуальной собственности Южной Африки (CIPC).

Примечательно, что делегация Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) во главе с Генеральным директором ВОИС Дареном Тангом также приняла участие во встрече.

Китайская сторона высоко оценила плодотворные результаты сотрудничества, достигнутые ведомствами интеллектуальной собственности БРИКС за последние десять лет. Было отмечено, что БРИКС стал важной платформой для государств – участников в поиске общего развития и решения проблем в области интеллектуальной собственности. Представляя развивающиеся рынки на международной арене интеллектуальной собственности, страны БРИКС играют важнейшую роль в развитии международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности. В Пекинской декларации XIV саммита БРИКС было четко заявлено, что лидеры БРИКС поддерживают углубление сотрудничества в области прав интеллектуальной собственности и содействие обмену и взаимному обучению в области систем защиты прав интеллектуальной собственности и надеются на более практические результаты в таких областях, как патентная охрана, охрана товарных знаков и промышленных образцов, что в полной мере отражает важность и ожидания стран БРИКС процессов по укреплению сотрудничества в области интеллектуальной собственности.

В настоящее время глобальная система охраны интеллектуальной собственности и международное сотрудничество в рассматриваемой сфере сталкиваются с новыми вызовами и проблемами. Главы ведомств интеллектуальной собственности стран БРИКС на XIV встрече заявили о готовности расширять сотрудничество с партнерами по БРИКС с тем, чтобы совместно использовать возможности друг друга и решать проблемы, связанные с продвижением инноваций, достижением более высокого качества жизни и устойчивого развития, а также о готовности наращивать сотрудничество с ВОИС и придать дополнительный импульс глобальной экосистеме интеллектуальной собственности.

Встреча способствовала развитию сотрудничества в области патентной охраны, правовой охраны товарных знаков и дизайна, реализации требований Пекинской декларации XIV саммита БРИКС. На встрече главы ведомств интеллектуальной собственности БРИКС совместно одобрили обновленную версию Оперативного руководства по сотрудничеству в области интеллектуальной собственности БРИКС, обеспечивающую более четкие рекомендации для будущего сотрудничества между данными ведомствами. В обновленном документе в цели сотрудничества добавлено «Повышение роли интеллектуальной собственности в достижении Целей устойчивого развития ООН». В сферу сотрудничества также были включены меры реагирования на вызовы, связанные с развитием цифровых и иных новых технологий, защита интеллектуальной собственности и административное сотрудничество. Таким образом, был усовершенствован механизм сотрудничества между ведомствами в сфере интеллектуальной собственности государств – участников БРИКС.

Рассматривая потенциал БРИКС по принятию конкретных решений в сфере интеллектуальной собственности и перспективу развития сотрудничества в этом направлении, стоит отметить, что в целях укрепления и расширения сотрудничества в области интеллектуальной собственности страны БРИКС могут осуществлять реальную деятельность, которая сводилась бы к следующим мерам: обмен информацией о законодательстве и правоприменении в области интеллектуальной собственности, а также о последних событиях в целях повышения прозрачности и понимания систем и политики интеллектуальной собственности; изучение вопросов интеллектуальной собственности, связанных с торговлей, с целью содействия международной торговле, устойчивому развитию и инклюзивному росту; изучение проблем, вытекающих из глобальных тенденций и стратегий развития интеллектуальной собственности (включая вопросы, вытекающие из региональных торговых соглашений), и обмен мнениями по таким темам, которые соответствуют потребностям развития БРИКС; содействие вовлечению заинтересованных сторон в сфере интеллектуальной собственности (включая законодательные, исполнительные и судебные органы, а также научные круги и бизнес-сообщество) в сотрудничество в области интеллектуальной собственности с целью повышения осведомленности общественности о создаваемых результатах интеллектуальной деятельности; укрепление связи и координации по вопросам развития, связанного с интеллектуальной собственностью, в рамках соответствующих международных организаций с упором на торговые аспекты, а также на другие вопросы интеллектуальной собственности, подлежащие консенсусу; организация обеспечения технической помощи и поддержки со стороны соответствующих международных организаций для сотрудничества в области интеллектуальной собственности между государствами - участниками БРИКС; обеспечение координации и синергии, а также недопущение дублирования с другими видами деятельности по сотрудничеству в области интеллектуальной собственности между странами БРИКС, в частности - с существующими мерами сотрудничества на уровне ведомств интеллектуальной собственности БРИКС; выработка совместных решений по соответствующим вопросам интеллектуальной собственности на основе консенсуса и в соответствии с взаимными интересами.

Подобные меры были закреплены, например, в Руководстве БРИКС по сотрудничеству в области прав интеллектуальной собственности (Приложение V к Заявлению министров торговли стран БРИКС на 7-й встрече 31 августа 2017 г.), принятом в контексте согласованных ранее решений министров торговли БРИКС об укреплении сотрудничества между странами БРИКС в области интеллектуальной собственности и в целях укрепления и расширения сотрудничества в области интеллектуальной собственности.

Действительно, государства - участники БРИКС в рамках существующего формата взаимодействия в объединении могут устанавливать такого рода общие руководящие принципы реализации политики в сфере интеллектуальной собственности в рамках БРИКС. При этом, принимая во внимание предстоящее расширение БРИКС и уровень экономической синергии государств-участников представляется целесообразным углубление интеграционных процессов в сфере интеллектуальной собственности в рамках БРИКС именно в контексте глобального экономико-политического ландшафта, создаваемого в рамках данного объединения и с учетом развития и широкого использования информационных технологий в государствах - участниках БРИКС.

Такое углубление сотрудничества могло бы осуществляться в направлении создания инфраструктурных основ реализации совместной политики в сфере интеллектуальной собственности, например, путем создания объединенного консультационного центра в сфере интеллектуальной собственности в рамках БРИКС, который мог бы на постоянной основе не только оказывать экспертно-консультационные услуги субъектам из государств - участников БРИКС по траекториям правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в трансграничном контексте в государствах - участниках БРИКС, но и стать основой для выработки и реализации совместных процедурных решений в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, в частности, в контексте учета и фиксации сведений об объектах интеллектуальной собственности в юрисдикциях государств - участников БРИКС, для целей реализации существующих международных положений охраны интеллектуальной собственности, а также выработки собственных совместных процедурных форматов истребования и предоставления охраны на отдельные объекты интеллектуальной собственности.

В обозначенном контексте своеобразной надстройкой возможной будущей совместной системы охраны отдельных объектов интеллектуальной собственности в рамках БРИКС с учетом потенциала государств – участников, а также инновационности принимаемых ими решений (например, признание ЮАР впервые на правоприменительном уровне факта создания результата интеллектуальной деятельности системой искусственного интеллекта) могла бы стать совместно исследуемая, разрабатываемая и реализуемая блокчейн-система учета сведений об объектах интеллектуальной собственности.

Такая информационная система могла бы служить серьезной основой для охраны объектов авторских прав и иных нерегистрируемых объектов интеллектуальной собственности в рамках БРИКС, а также дополнительным информационным ресурсом для целей регистрационных процедур, осуществляемых ведомствами в сфере интеллектуальной собственности государств - участников БРИКС.

Дискуссионный механизм сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности БРИКС с момента своего создания в 2006 г. предполагает принцип открытости, инклюзивности и взаимовыгодной кооперации государств - участников БРИКС. Такое обособленное и выделенное направление сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности предполагает поддерживание тесной связи, углубление сотрудничества и укрепление взаимного доверия. Как отмечалось в ходе неформальной встречи глав ведомств в сфере интеллектуальной собственности государств - участников БРИКС, состоявшейся 7 июля 2023 г. в ходе 64-й серии заседаний Ассамблей государств-членов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), с 2022 г. был достигнут заметный прогресс во всех аспектах сотрудничества в области интеллектуальной собственности между странами БРИКС. При этом ожидается, что дальнейшее углубление общения, взаимного обучения и прагматического сотрудничества повысит влияние сотрудничества БРИКС в области интеллектуальной собственности.

В ходе этой встречи главы ведомств достигли консенсуса по таким вопросам, как: ход реализации проекта «Дорожная карта сотрудничества БРИКС», общие заявления БРИКС во время Ассамблей ВОИС, будущий механизм информационной коммуникации и др.

Важно подчеркнуть особую роль и поддержку ВОИС в развитии интеграционных процессов и кооперационных межгосударственных инструментов даже в рамках такого особого политико-экономического формата сотрудничества, как БРИКС, взаимодействие в рамках которого не похоже на существующие в сфере интеллектуальной собственности региональные интеграционные процессы. Также стоит отметить, что отношения в сфере интеллектуальной собственности, будучи основой экономических процессов в обществе могут и должны выступать в качестве предмета обсуждения и направления экономического сотрудничества государств, активно вовлеченных в процессы мировой экономики, и добровольно, а также перспективно использующих глобальные инструменты международной кооперации на основе своих экономических интересов с учетом оптимального вектора экономической синергии. Сегодня БРИКС видится одной из ведущих экономических площадок международного сотрудничества, в рамках которой с учетом характера экономического развития ее государств-участников могут быть реализованы новые и самые прогрессивные решения в сфере интеллектуальной собственности (в том числе инфраструктурные и процедурные), а не только обмен опытом и консультационно-экспертная функция.

 

Источник: Журнал Суда по интеллектуальным правам