маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Оценка компании



19.08//2010

С.К. Мирзажанов


 Оценка компании практически всегда предваряет собой процедуру купли-продажи любого бизнеса. Разумеется, прежде чем приобрести фирму – в данном случае даже не важно, чем эта фирма занимается - осторожный покупатель задаст себе вопрос: а справедлива ли та цена, которую запрашивает владелец компании? Оценка – лучший способ разрешить для самого себя вопрос о справедливости цены. Не меньше нуждается в оценке компании и бизнесмен-продавец: ведь никому из нас уж точно не хочется продешевить во время финансовой сделки. Но ведь оценка компании направлена не только на то, чтобы называть конкретную цену рассматриваемого объекта и со спокойной совестью переходить к другому делу. Профессионалы из сферы оценки компании всегда подробнейшим образом изучает вверенные им объекты и дают заинтересованной стороне советы по улучшению состояния данного бизнеса. Между прочим, это очень весомый аргумент в поддержку того, чтобы добровольно заказать оценку компании профессионалам этого дела.

 Многие владельцы бизнеса, будучи хорошими и добросовестными хозяевами, обычно имеют представление о положении дел в своей фирме – то есть, вроде бы, не нуждаются в помощи посторонних во время оценки компании. Таким образом, происходит некая «неформальная» оценка компании, которая, вроде как, должна гарантировать хозяину уверенность в будущем и, к примеру, отправлять его на заслуженный отдых со спокойной совестью. «Произведу свою оценку компании – выгодно продам свой бизнес – обеспечу себе безбедную пенсию». Вот такой-то «гениальный и простой» план по оценке компании чаще всего и подводит современных бизнесменов. На самом деле, в отсутствии вмешательства независимых экспертов, всегда существует угроза того, что эта самая «неформальная» оценка компании может оказаться слишком необъективной и привести к очень неудачной сделке. Профессионалы, давно занимающиеся независимой оценкой компаний, утверждают, что для бизнесменов такая тенденция является очень характерной: они переносят свое личное отношение к бизнесу, свои чувства и эмоции на процесс оценки компании, чего делать ни в коем случае не нужно. Какими бы скучными нам иногда ни казались формальности, в некоторых сферах нашей жизни они не просто нужны – они необходимы для нормального и спокойного ведения дел. Одна из таких сфер, несомненно, - оценка компании. Профессионализм, грамотное заполнение всех стандартных форм и оформление официальной документации – вот задача, которую ставит перед собой настоящий эксперт в сфере оценки компании.

 Итак, какова же главная ошибка, совершаемая владельцами бизнеса, производящими оценку компании самостоятельно, без всякой сторонней помощи? Чаще всего они чересчур сильно увлекаются процессом подведения итогов. Во время оценки компании они пробуют ответить на следующие вопросы: чего достигла компания за все время своего существования? Каковы были годовые доходы и показатели бухгалтерских балансов? Как изменилась клиентура за все это время, и с чем были связаны изменения в этой сфере? Разумеется, эти вопросы невероятно важны для каждого делового человека, но не представляют первостепенной важности для того, кто производит грамотную оценку компании. Если один человек решает продать свой бизнес, а другой, соответственно, решает его купить, то покупатель больше всего будет заинтересован именно в том, какой доход принесет ему данный бизнес в будущем, а не в том, что было у этой фирмы в прошлом. Прошедшие дела важны для личных архивов и портфолио, для мемуаров и историй успеха, но не для оценки компании. Потенциал бизнеса, его сила и состоятельность, его способность к дальнейшей борьбе и к будущим победам – вот что анализируется и узнается в процессе оценки компании.

 К примеру, человек, который пробыл «у руля» компании целых двадцать лет, вел успешную конкурентную борьбу и отлично поддерживал хорошие отношения со всеми своими постоянными клиентами, может услышать от специалистов из сферы оценки компании не очень оптимистичное заключение: бизнес без своего бывшего хозяина на плаву долго не продержится. Уж так повелось: часто дело, как живой организм, не может ужиться с новым хозяином – просто потому, что все люди разные! Однако такое заключение оценки компании не должно казаться удивительными и грустным: ведь это реальность, это естественная закономерность, это факты, которые легко подтверждаются с помощью экспертных заключений.

 Оценка компании – это не психологический анализ бывшего хозяина и сравнение его с психотипом будущего владельца. Оценка компании оперирует только официальными бумагами, фактами, доказательствами и подтверждениями. Именно поэтому она должна происходить не «изнутри», а «со стороны»: ведь со стороны, как многие говорят, виднее. Все дело в том, что люди из оценочных компаний практически живут завтрашним днем и постоянно думают о дне послезавтрашнем. Никто кроме них не проведет больше такую оценку компании – полную прогнозов и реальных предсказаний на будущее. Они умеют просчитывать загодя, планировать, они всегда в курсе всех последних тенденций на рынке, они прислушиваются к мнению аналитиков и сами обладают аналитическим складом ума. Именно они делают процесс оценки компании настолько эффективным и популярным в наше время, в эпоху тотальной рыночной экономики.Во время профессиональной оценки компании исследуется вся жизнедеятельность данного конкретного бизнеса: его место на рынке и в индустрии, его финансовые отчеты и кадры. Все возможные бумаги и документы предоставляются эксперту для оценки компании – и затем он уже вычленяет из всех показателей самые важные для себя, составляет отчет и предоставляет его своему заказчику. Отчет экспертной оценки компании может быть иногда очень неожиданным: не благодаря каким-то «навороченным» методам, а благодаря тому простому факту, что далеко не все умеют делать верные прогнозы на будущее для своих фирм. Если же доверить оценку компании настоящему профессионалу, то все вопросы встанут на свои места: и особенно так волнующие всех нас вопросы о будущем.