маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Оценка конкурентного потенциала



14.12//2011

В.М. Семенова


Конкурентный капитал как актив существует в самых разных формах и проявляет себя в различных организациях неодинаково. Патенты, технологические процессы, торговые марки, авторские права имеют определенное содержание, а также в соответствии с экономическим обоснованием — юридически оформленные оценочные данные.

Наряду с перечисленными интеллектуальными ресурсами предприятие может иметь и другие интеллектуальные активы и НМР, принимающие менее определенные формы.

Для оценки конкурентных интеллектуальных ресурсов хозяйствующего субъекта, составляющих конкурентный потенциал, рекомендуется использовать данные, которые условно можно разделить на четыре группы (рис. ниже).

Основным правилом определения ценности этих ресурсов является их оценка на предмет определения их рыночной стоимости. Рыночная стоимость будет подтверждена, если:

При оценке НМА необходимо принять во внимание их уникальность, масштаб применения, приносимую ими прибыль, правовой статус, срок использования и т. д.
 

Конкурентные интеллектуальные ресурсы предприятия

Интеллектуальные ресурсы
Производственные активы  Рыночные активы Информация и эффективность знаний Конкурентные ресурсы
  • Результаты исследовании;
  • результаты разработок;
  • результаты испытании;
  • «ноу-хау»;
  • производственные технологии:
  • иные производственные разработки и т. п.
  • Авторские права;
  • товарное имя и товарный знак;
  • реклама;
  • гарантии;
  • регистрация товарного знака:
  • дизайн и т. п.

     

  • Базы знаний;
  • техническая, учебная, справочная, статистическая, нормативно-правовая литература.
  • пособия;
  • документы;
  • стандарты качества;
  • технические требования, руководящие документы;
  • требования и системы безопасности;
  • производственные лицензии, информационные системы 11 т. п.
  • Деловая репутация (гудвилл);
  • алгоритмы управления;
  • системы дис-петчирования и контроля за выполнением договоров;
  • корпоративные коммуникации;
  • организационная эффективность, отношение сотрудников к работе

Задача стоимостной оценки НМЛ наиболее трудная, поскольку не всегда стоимость создания интеллектуальных активов совпада ет с их ценностью для предприятия. Бизнес-практика и опыт пред лагают в таких случаях полагаться на аналоговые сравнения, на различные случаи из судебной практики, когда в ходе разбира тельства приходилось добиваться соглашения сторон, на эмпири ческие экспертные оценки и т. д.

Важнейшей особенностью интеллектуальных ресурсов являет ся то, что благодаря им появляется возможность резкого сокраще ния или замены товарно-материальных запасов информацией. А это означает, что в финансовом обороте предприятия уменьша ется количество неиспользуемых, временно не работающих денег, ускоряется оборот капитала предприятия.

Показатель оборачиваемости рабочего капитала предприятия определяется числом циклов за определенный период (как прави ло, за год). Он отражает оперативную эффективность предприятия и рассчитывается следующим образом.

Сначала определяется работающий капитал предприятия:

Работающий капитал предприятия = (Стоимость товарно-материальных запасов + Ожидаемые денежные поступления) - Ожидаемые денежные выплаты

Для того, чтобы избежать влияния случайных событий, рекомендуется подсчитать эту величину в конце каждого месяца или квартала и вывести среднюю:

Оборачиваемость рабочего капитала предприятия = Средняя сумма работающего капитала / Годовой объем продаж

Чем выше показатель оборачиваемости рабочего капитала предприятия, тем меньше у предприятия «неработающих» денег.